Информация об анонимных сообщениях об угрозе террористических актов

14 июня 2017

В адрес Губернатора Мурманской области из УФСБ России по Мурманской области поступает информация о росте числа анонимных сообщений об угрозе террористических актов на территории Мурманской области.

Так, за I квартал текущего года правоохранительными органами Мурманской области осуществлялось ситуационное реагирование и проверка полученной информации по 21 сообщению, а в период с 1 по 25 апреля от жителей региона получено 37 подобных сообщений, что на 76% больше по сравнению с январем-мартом 2017 г.

Подобные анонимные угрозы требуют реализации комплекса мер оперативного реагирования, приводят к отвлечению сил и средств экстренных служб и правоохранительных органов, что может повлечь серьезные последствия в случае совершения реального террористического акта.

В связи с вышеизложенным, разъясняем сущность заведомо ложных сообщений об актах терроризма, ответственности за их совершение и о результатах борьбы с такого рода преступлениями.

http://www.iuaj.net/node/1562 (ссылка на сайт)

Ответственность.

Статья 207 УК РФ. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

1. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. (часть 2 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 98-ФЗ) Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. (примечание введено Федеральным законом от 05.05.2014 N 98-ФЗ)

На учащихся, не достигших возраста 14 лет, за данное правонарушение ответственность не распространяются.

Для учащихся, достигших 14 лет (Статья 20 часть 2 Уголовного кодекса РФ), за ложное сообщение о заложенном взрывном устройстве предусмотрено следующее наказание:

• штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

• обязательные исправительные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

• исправительные работы на срок от одного года до двух лет;

• арест на срок от трех до шести месяцев;

• лишение свободы на срок до трех лет.

В случае квалифицирования данных действий ученика в Уставе образовательного учреждения как «грубое нарушение», учащийся, достигший возраста 15 лет, может быть исключен из образовательного учреждения (п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании») в установленном законодательством порядке.

Не зависимо от возраста учащегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз (ст. 1073, 1074 Гражданского кодекса РФ), который по оценкам специалистов составляет около 50000 рублей в час.

Преступлением являются только заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма.

Такое сообщение может касаться сведений о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Для привлечения к уголовной ответственности по указанной статье способы сообщения заведомо ложных сведений не имеют значения.

Заведомо ложное сообщение может, например, поступить по телефону, в виде письма, CМС – сообщения, через средства массовой информации, компьютерную связь.

Мотивы совершения преступления могут быть различными – месть, желание парализовать работу предприятия или иного учреждения.

Данное сообщение может быть сделано как анонимно, так и с указанием автора, и направлено любому адресату (органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам).

Одним из наиболее важных условий признания лица «лжетеррористом», является осознание ложности сообщаемой им информации.

Разумеется, не будет признаваться заведомо ложным сообщением о терроризме информация об оставленной в автобусе, магазине или ином общественном месте подозрительной сумке или коробке.

К сожалению, статистика показывает, что гораздо чаще сведения о возможном взрыве становятся инструментом для манипуляции, чем беспокойством за жизнь окружающих.

Стоит отметить, что данное преступление зачастую совершается несовершеннолетними в разгар учебного сезона, чтобы сорвать занятия в школе. В результате детская шалость порождает взрослые проблемы.

Законодатель предусматривает пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, исправительные работы на срок от одного года до двух лет, ограничение свободы на срок до трех лет, лишение свободы на срок до трех лет.

В случае если виновное лицо несовершеннолетний, к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения, передачи под надзор родителей, ограничение досуга.

Правоохранительные органы оперативно реагируют на все звонки, поступающие на пульт дежурного, даже если они слышат в трубке детский голос и понимают, что сообщение заведомо ложное. Мероприятия по проверке указанных фактов отнимают много времени и материальных средств. На место предполагаемого теракта выезжают полиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи специалисты спецслужб. Каждая операция по принятию экстренных мер по недопущению возможных взрывов, локализации их последствий, выявлению и задержанию телефонных террористов обходится государству в крупную сумму. Эти расходы полежат возмещению и взыскиваются с виновных. При чем возраст лжетеррориста в данном случае не имеет значения.

В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его законным представителями.

Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (то есть лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности) не освобождает их законных представителей от обязанности возместить причиненный вред.

В заключении необходимо отметить, что главным источником «телефонного терроризма» являются дети. Так что, уважаемые родители, побеседуйте со своими детьми. Телефонный терроризм — не шутка, а преступление.

Методические рекомендации по профилактической работе с несовершеннолетними

Особенности социальных условий и личности потенциального правонарушителя.

Профилактика правонарушений зависит от определения социальных условий и характеристик личности подростка, склонного к таким поступкам. К основным социальным условиям можно отнести:

• особенности воспитания (например, неблагополучная семья, где нормой являются ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство, употребление наркотиков, разврат);

• особенности круга общения (ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими средствами, члены антисоциальных групп, сект и т.д.);

• проблема досуга (отсутствие возможности, или мотивировки учащегося к организованной досуговой деятельности).

К основным характеристикам личности относятся:

• дефекты правового сознания (негативное отношение к нормам права, нежелание следовать предписаниям данных норм);

• направленность и мотивация поведения (негативизм, девиантное поведение, основанное на отклонениях в психическом развитии обучающихся, аддиктивное поведение, асоциальные модели поведения и т. д.);

• особенности познавательной деятельности (отсутствие мотивации к обучению, педагогическая запущенность, асоциальная направленность знаний, на получение которых мотивирован обучающийся и т. д.);

• особенности эмоционально-волевой сферы (повышенная агрессивность, конфликтность, повышенная утомляемость, склонные к чрезмерным аффективным реакциям и т. д.);

• индивидуальные психологические особенности личности (различные психические отклонения, дисгармоничное развитие личности, неврозы, индивидуальные психологические барьеры для нормального развития личности и т. д.).

Цели, которые могут перед собой поставить правонарушители:

• желание самоутвердиться (получив большое количество информации (в т.ч. широкий" спектр асоциальных моделей поведения), транслируемой телевидением, радио, сетью интернет, современной литературой, ребенок порой самоутверждается асоциальными и антисоциальным способами);

• меркантильные интересы — спор с одноклассниками, или манипуляции сторонних лиц, подкрепленные вознаграждением, либо имеющих личные цели;

• срыв занятий — нежелание посещать урок, а так же плохая подготовка или отсутствие таковой к контрольным работам, экзаменам;

• удовлетворение специфических потребностей по причине особенностей психического развития ученика. Например, ребенок получает удовольствие от наблюдения дезорганизации учебного процесса, поднявшейся паники во время эвакуации и безрезультатной работы приехавших специалистов.

Мероприятия по предупреждению и препятствию телефонного терроризма.

Подготовка к защите от угроз, передаваемых по телефону или другому каналу связи, включает следующие основные мероприятия:

1. Специальная подготовка (в том числе морально-психологическая, а так же соответствующее техническое оснащение рабочих мест) секретарей и других сотрудников, в чьи обязанности входит ведение переговоров по различным каналам связи.

2. Выявление подростков из группы риска.

3. Анализ вероятности угроз, учитывающий информацию об учениках и ситуации в школе и их профилактика.

Профилактическая работа по предупреждению телефонного терроризма среди учащихся и их социального окружения включает в себя три основных раздела: организация досуговой деятельности обучающихся, информирование обучающихся о последствиях нарушения общественного порядка и организация информационной защиты от угроз, исходящих от сети Интернет.

Организация досуга:

1. Работа с родительской общественностью и детскими общественными организациями с целью организации внеурочной занятости учащихся:

• обсуждение на родительских собраниях видов организованной досуговой деятельности, которая будет обеспечена силами администрации школы и родителей в течение учебного года;

• сбор информации о желаемой досуговой деятельности от обучающихся;

• организация групповых культурных мероприятий вне школы (театры, музеи и

т. д.);

• привлечение сторонних организаций и частных специалистов к проведению внеучебных мероприятий на территории школы (кружки, секции и т. д.);

• обеспечение администрацией школы и родительским комитетом участия обучающихся в проводимых городских, районных и иных конкурсов, олимпиад и т. д., касающихся внеучебной деятельности обучающихся.

2. Осуществление психолого-педагогической и воспитательной работы с учениками группы риска (в т.ч. с привлечением специалистов окружных учреждений) в течение учебного года:

• привлечение обучающихся посредством родителей и учителей в досуговые центры и детские общественные организации (ДЮЦ);

• организовать взаимодействие школы с местным отделением МЧС для участия обучающихся в добровольных друхошах;

• профилактика девиантного и делинквентяого поведения, в том числе звонков террористического характера, посредством оказания своевременной помощи в разрешении актуальных проблем учащегося, осуществляемой системой психолого-педагогического сопровождения (деятельность ЦПМСС совместно с образовательным учреждением и родителями обучающихся).

Информирование:

Главной задачей воспитательной работы всего школьного коллектива по предупреждению телефонного терроризма является - формирование осознанного понимания у учащихся, что полученные сиюминутные выгоды не соизмеримы с неизбежным наказанием - большой штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы, последствия на всю жизнь.

1. Проведение в начале каждого учебного года родительских собраний, целью которых является ознакомление законных представителей учащихся с административной и уголовной ответственностью за совершение данного правонарушения (Правовая основа: № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г., Статья 207 Уголовного кодекса РФ, Статья 20 часть 2 Уголовного кодекса РФ, п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», ст. 1073, 1074 Гражданского кодекса РФ).

2. Проведение в течение учебного года цикла классных часов с участием представителей органов внутренних дел, ФСБ, ФСКН информационно-просветительского характера, посвященных профилактике девиантного и делинквентного поведения, в том числе телефонного терроризма, основанных на конкретных примерах, выявленных в ходе работы соответствующих ведомств. На этих занятиях:

• освещается правовая основа: № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г., Статья 207 Уголовного кодекса РФ, Статья 20 часть 2 Уголовного Кодекса РФ, п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», ст. 1073,1074 Гражданского кодекса РФ;

• обучающиеся знакомятся с процессуальной частью законодательства, касающегося делинквентного и иного противоправного поведения;

• проводится информирование о современных методах идентификации и привлечения к ответственности лица, совершившего ложное сообщение о готовящемся террористическим акте (особенно в пределах образовательного учреждения);

• информирование сотрудниками МЧС и органов правопорядка о практических действиях и последствиях в случаях террористической угрозы (возможно с привлечением методических материалов, рассказов очевидцев и т.д.)

3. Проведение учебных занятий в рамках программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в ходе которых:

• разъясняются последствия телефонного терроризма (административная и уголовная ответственностью);

• разъясняются возможности выявления нарушителя правопорядка;

• вырабатывается чувство неотвратимости наказания;

• повышается чувство социальной ответственности (мероприятия по проверке ложных звонков отнимают много времени и материальных средств - на место предполагаемого терракта выезжают милиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи, специалисты других служб, когда возможно их присутствие необходимо в других местах, от чего зависит не одна человеческая жизнь).

4. Организация подготовки администрации, педагогического коллектива, работников и учащихся школы в соответствии с Постановлением Правительства № 547 от 4 сентября 2003г. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (планы эвакуации, учебные тревоги).

Информационная защита:

Профилактика сообщений террористического характера должна учитывать изменения современного информационного пространства. Участились случаи информирования правоохранительных органов о заложенных взрывных устройствах по сети интернет. Данный факт влечет за собой принятие в образовательных учреждениях со стороны ответственных лиц следующих мер:

1. Ввести для школьников ограничение доступа к школьной сети интернет.

2. Исключить посещения учащимися интернет ресурсов, содержащих угрозы их физическому и психическому здоровью.

3. Осуществлять контроль входящих и исходящих сообщений пользователей школьной сети интернет по ключевым словам.

Необходимо помнить, что классификация факта угрозы безопасности на предмет ложности или реальности лежит в рамках компетенции работников органов безопасности и внутренних дел. Факты вероятных, планируемых угроз телефонного терроризма должны выявляться сотрудниками образовательных учреждений в «реальном времени», и в целях предотвращения их совершения незамедлительно сообщаться представителям органов безопасности и МВД для проведения оперативных мероприятий. После сообщения сведений террористического характера администрация образовательных учреждений должна действовать в соответствии с указаниями сотрудников органов безопасности и правопорядка, а так же в соответствии с инструкциями по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

 

Дата создания материала: 14-06-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.